Тур Партнер — Нара
Япония

Нара


Нара, расположенная в 42 километрах к югу от Киото, - старейшая столица Японии, главная колыбель японского искусства, ремесел, литературы и культуры. В городе проживает 364 тыс. чел. Площадь Нара составляет 212 кв. км. Город небольшой, тихий, спокойный. Преобладают дома обычного японского типа. Здания в три-четыре этажа встречаются редко, а в пять этажей - единицы.

Нара - туристическая Мекка. Она неудержимо притягивает к себе всех, кто почувствовал необходимость пообщаться с глубокой стариной, с древними реликвиями.

Это единственная старейшая столица Японии, в целом сохранившая свой первоначальный облик. Едва ли не все древние монастыри с их бесчисленными бесценными художественными сокровищами находятся в Наре или ее окрестностях. Только здесь можно полностью понять и почувствовать дух раннего буддизма, ибо в Китае и Корее от этого времени сохранились лишь разрозненные памятники, и именно японские произведения дают ключ к реконструкции некогда вдохновившего их континентального искусства. Конечно, местные постройки тоже горели и перестраивались, но при ремонтах их, как древние святыни, всегда воспроизводили в древнем облике. Наиболее активное обновление — после упадка и разорений конца эпохи Хэйан — пришлось на начало эпохи Камакура (кон. XII – нач. XIII вв.); недаром искусство этого времени во многом вернулось к традициям эпохи Нара.

Нара расположена на равнине и достаточно обширна, хотя, кончено, невелика по сравнению с Киото и Осакой, находящимися к северу и западу. Хэйдзё, как первоначально назывался город, был распланирован по образцу Чанъаня, столицы китайской династии Тан (618–907), и сохранил правильную «решетку» планировки до наших дней. Центр Нары — обширный парк с музеем, растянувшийся между двумя великими монастырями, Тодайдзи и Кофукудзи. Самые древние монастыри — знаменитейший Хорюдзи о нем см. отдельный очерк и другие — находятся на западных окраинах города.

К середине 730-х гг. Японию охватила череда неурожаев, эпидемий и восстаний, заставивших даже несколько раз переносить столицу. Император Сёму, благочестивый буддист, издал в эдикт о строительстве буддистских храмов в центрах всех провинций, а также инициировал сооружение грандиозной бронзовой статуи Будды в Наре. Вокруг нее был сооружен храмовый комплекс Тодайдзи (Великий восточный монастырь); в 749 г. император объявил себя рабом Будды и вскоре стал монахом, сохранив, однако, влияние на управление страной. Изготовление Великого Будды (Дайбуцу) — высота статуи 15 м, вес 500 тонн — длилось с 743 по 752 г. Над статуей был построен огромный деревянный храм-реликварий (Дайбуцуден), площадью 73 х 50 м и высотой 48 м. Несмотря на то, что позднее — современный облик здание приобрело в 1705–1709 гг. — храм был уменьшен почти на 30%, он остается самым большим деревянным сооружением в мире. Перед ним были поставлены две 100-метровые пагоды, не дошедшие до наших дней. Считается, что над отливкой Будды и строительством монастыря работало не менее 10% населения Японии и что запасы казны были почти полностью истощены. Великий Будда и его храм часто ремонтировались, но и сейчас производят совершенно ошеломительное впечатление.

Тодайдзи — огромный комплекс, в котором, помимо Дайбуцудена, сохранились десятки построек. Одна из самых внушительных — главные Южные ворота (кон. XII в.), охраняемые двумя огромными (более 8 м) статуями стражников. Вдалеке за Дайбуцуденом находится уникальное здание сокровищницы (сёсоин), построенное в 756 г. для хранения драгоценного дара Комьё, вдовы императора Сёму, Будде и его храму. Собрание из 9000 предметов, включающее и более поздние дарения, недоступно для обозрения, но каждую осень некоторая часть его экспонатов показывается в музее Нара. Помимо коллекции, сёсоин уникален и как произведение архитектуры: это древнейшее бревенчатое сооружение в мире. К востоку от основного комплекса расположен Нигацу-до, старейшее здание которого Хоккэдо (740-747) содержит великолепные скульптуры VIII в. Соседний храм, пристроенный к высокому склону горы, является местом проведения знаменитой церемонии сюни-э (1-15 марта), посвященной хранящейся здесь статуе Каннон. Помимо сугубых молений, проводящихся закрыто, в каждый из упомянутых дней 10 монахов пробегают по лестнице и галерее храма с огромными факелами и осыпают паломников морем искр. В 2 часа утра последнего дня совершается ритуал Омидзутори: монахи с факелами спускаются в колодец под храмом и приносят священную воду в дар бодхисатве, а потом раздают всем желающим.

Кофукудзи — семейный храм рода Фудзивара, на протяжении столетий управлявшего Японией. Этот обширный ансамбль часто перестраивался; из древних сооружений интересны две пагоды (пяти- и трехъярусная) и два небольших восьмигранных храма. Главный кондо («золотой зал») — их, против обыкновения, было здесь целых три — не сохранился, в 2010 г. начнется его восстановление. После этого в него вернутся потрясающие скульптуры, выполненные в 734 г. по заказу императрицы Комьё — трехглавая асура и дргуие фантастические «дэвы 8 классов», а также поражающие портретными характеристиками 10 великих учеников Будды. Займут свое место и огромные скульптуры 1189 г., сияющие золотом и яркими красками — два будды (более 3.5 м) и четыре небесных стража (2 м).

На протяжении своей истории Кофукудзи был тесно связан с синтоистским святилищем Касуга-Тайся, расположенном на лесистом склоне горы на востоке города. Семейное святилище тех же Фудзивара, оно было основано в 768 г. и словно бы поручало весь находящийся у его подножия город (с его огромными буддистскими храмами) под защиту древних ками, синтоистских божеств. До 1863 г. оно — как символ очищения — разбиралось и отстраивалось заново каждые 20 лет, но по всегда по древнему образцу. Святилище представляет собой несколько дворов, застроенных многочисленными галереями и избушками