Тур Партнер — Бахчисарай
Украина

Бахчисарай


Бахчисарай - бывшая столица Крымского ханства. Название его означает "дворец-сад". Город был основан ханом Менгли-Гиреем в начале XVI века.

Бахчисарайский район наиболее интересен в Крыму, да и в целом в Европе, необыкновенной плотностью геологических, археологических и военно-исторических памятников, своеобразными пейзажами с резкими линиями известняковых обрывов, плавными изгибами зеленых пятен леса и шеренгами фруктовых деревьев. Ну а главное - здесь, действительно, есть все: горы, леса, степи, множество водохранилищ и отличные морские пляжи.

На сегодняшний день Бахчисарай с населением около 30 тысяч жителей - город республиканского (АР Крым) подчинения и центр обширного сельскохозяйственного района, который на юге включает горные леса Крымского заповедника, а на западе имеет широкий выход к Черному морю. Основа экономики - сады, виноградники, плантации эфиромасличных культур, посевы зерновых, а также предприятия по их переработке. Общекрымское значение имеют карьеры по добыче строительных материалов и цементный завод.

Климат Бахчисарая мягкий, здоровый. Поступающий в ущелье прохладный воздух смягчает летнюю жару. Вечера и ночи здесь прохладнее, чем на Южном берегу. Средняя годовая температура +10°. Самый холодный месяц — февраль (средняя температура+0,8°), самый жаркий — июль (+21,7°).

Для активных видов туризма в Бахчисарае очень хороша осень (в сентябре еще отличное купание, а в октябре и ноябре еще можно загорать). Что касается весны, то март и апрель значительно приятнее, чем на Южном берегу Крыма и вообще у морского побережья. Здесь нет холодных ветров от остывшего за зиму моря. Южные обрывы известняковых скал быстро прогреваются при ясной погоде от солнечных лучей даже в феврале.

Бахчисарайский район это наиболее удобная и обжитая часть Крымского Предгорья. Горный туризм в Бахчисарае совсем не сложен, но любая тропа радует чистыми родниками, живописными горными озерами и приветливыми селами.

Повсеместно возникают ресторанчики с восточной кухней. Еще большее развитие в последние годы в Бахчисарае получает туризм, связанный с историей религии, и паломничество, восстанавливаются христианские церкви и монастыри, мусульманские мечети.

Не только во времена средневековья, но даже сравнительно недавно — лет 50—60 назад — город имел чисто восточный характер, казался бедным и плохо распланированным. При взгляде сверху бросается в глаза хаотичность его застройки. "Бахчисарай будто в яму насыпан. Издали дома — куча на куче, одни сбегают с одной горы, другие — с другой",— замечает путешественник. Однако эта видимая хаотичность — не произвол строителей. Так складывалась веками топография города, обусловленная рельефом местности.

Главная улица с обеих сторон была застроена ремесленными мастерскими, лавчонками, харчевнями, постоялыми дворами. Жилые постройки теснились тут же, иногда непосредственно рядом с торговыми помещениями располагались домики купцов и цеховых мастеров.

Славились в Бахчисарае ювелиры, гончары, башмачники, изготовлявшие сафьяновые сапоги и туфли. Высокого уровня достигло мастерство медников, а также оружейное производство — карабины, ножи, кинжалы были лучше турецких. Ремеслу обучали путем ученичества у мастеров. Подготовленных подмастерьев принимали и мастера на особых многолюдных собраниях (реван), которые устраивались недалеко от Бахчисарая, в долине реки Качи. Последнее такое собрание проходило в 1827 году.

Мирная жизнь города была нарушена Крымской войной. Последствия войны гибельно отразились на экономике всего полуострова. В деревнях близ Бахчисарая многим крестьянам пришлось начинать хозяйство сызнова. Началось массовое бегство татар в Турцию из степей и предгорной полосы, некоторые деревни совершенно опустели. В своем развития город был отброшен на много лет назад.

Многие старые постройки Бахчисарая сейчас уже исчезли с лица земли; в слепых ранее стенах домов, выходящих на улицу, пробиты окна, и, тем не менее, средневековье по-прежнему дает себя знать в планировке этого города, уникального во многих отношениях.

Главная достопримечательность города — ханский дворец. Первоначально он находился в долине Атлама-Дере. Однако со временем долина стала тесной для ханского двора, войска, челяди. Поэтому резиденция правителя была перенесена из ущелья на открытый берег речки Чурук-Су.

Сын Менгли-Гирея Адиль-Сахиб-Гирей (правивший в 1532—1551 гг.,) - первый хан, при котором упоминается Бахчисарай как местопребывание правителя. При этом хане и был заложен новый дворец, строительство которого продолжалось приблизительно до 1551 года.

Площадь, ныне занимаемая дворцом, составляет более четырех гектаров, но во времена Адиль-Сахиб-Гирея она была больше. К ограде к западным веригам дворца прилегали сады, за ними находился дворовый дур, у подножия городского холма — большое городское кладбище, Город громоздился в основном на крутом правом берегу реки.

С главной улицы города переходили на левый берег по узкой арке моста, переброшенного - прямо к воротам дворца - через оправленную в камень речку. Над, воротами - пестро расписанная, с цветными стеклами окон башня. Тяжелые створки ворот украшали резные изображения двух сплетающихся змей. А по другую сторону ворот - широкий двор, вымощенный камнем. Здесь хан собирал и напутствовал войско перед очередным военным походом, здесь народ мог изредка видеть своего окруженного стражей властелина. С тех пор много воды утекло. Не обошло время стороной и ханский дворец.

Перед нами справа легкие, изящные силуэты жилых и парадных построек дворца. Они, если оглянуться влево, покажутся хрупкими по контрасту с массивной громадой Большой ханской мечети. Впрочем, от XVI в. немногое тут сохранилось - монументальный Зал Совета и Суда, Малая дворцовая мечеть. Остальные постройки дошли до нас далеко не в первозданном виде.

Бахчисарайский дворец — это не только парадно-адманистративный ансамбль, во и жилой комплекс средневекового феодального типа. В нем сосредоточено все необходимое для жизни. Собственно дворец - жилище властителя - был окружен обширными садами с юга, многочисленными корпусами гарема и помещений для челяди - с запада, гостевыми залами с надвратной башней - с севера. С восточной стороны - Большая ханская мечеть (при ней медресе) и фамильное кладбище Гиреев; за ним — разные служебные постройки, конюшни. Слева от него наручник дворцовых ворот - во втором этаже - помещалась ханская стража (капукулы), а в нижнем - лавки, выходившие на улицу. Помещения для стражи соседствовали с Ханской мечетью.

Большая ханская мечеть, или Хая-Джами,— прямоугольное двухъярусное здание, вытянутое с севера на юг, крытое четырехскатной черепичной крышей. Главный его фасад смотрит на речку Чурук-Су. В архитектуре этого здания заметны черты османского искусства. Внутри мечети с трех сторон — хоры (балконы, поддерживаемых колоннами). С них две крутые винтовые лестницы ведут вниз. С правой стороны в глубине второго этажа находится ханская ложа, богато отделанная фаянсовыми плитками и росписью; вход в нее отдельный — с наружной крутой лестницы. Низкая распластанная крыша как бы пригнетает здание, и только два стройных минарета, вырываясь из грузного массива мечети, стремительно взлетают к небу. Внутри мечети — никаких украшений, лишь на южной стене высоко над михрабом сияют яркими пятнами цветных стекол два небольших окна, а внизу под ними — окна побольше.

В 1740 г. мечеть, судя по всему, была капитально отремонтирована. Фасад ее, выходящий на реку Чурук-Су, расписан под мрамор Омером; тот же художник мастерски выполнил каллиграфические надписи на западной стене мечети: в прихотливые декоративные узоры непринужденно вписаны изречения из Корана. Рядом находится ханское кладбище - мезарлык.

Осмотр самого дворца лучше всего начать с памятника, относящегося ко времени Менгли-Гирея. Перед нами Железная дверь, или портал Алевиза,- самая древняя и самая замечательная часть дворца. Железная дверь кажется несколько заглубленной в землю, что является лучшим доказательством того, что она находится на этом месте очень давно. В зале Совета и Суда можно проследить все основные этапы ремонтов, мелких переделок и больших перестроек, происходивших в течение 400 лет существования дворца.

Традиции Востока смешались в Бахчисарае с элементами европейского искусства. В росписях дворца мы найдем и своеобразно трактованный стиль барокко и даже по-турецки перефразированный ампир, а в росписи ханского тайника неожиданно встречаем украинские народные мотивы XVIII - начала XIX веков. К концу XVI века относятся на редкость красивые цветные витражи зала; орнамент и цвета стекол не повторяются ни в одном из этих окон. К тому же времени относится и паркетированный центр потолка.

Живопись на боковых его плоскостях выполнена русскими мастерами в начале XIX века. В самом раннем описании Зала Совета и Суда, сделанном в 1736 г. по распоряжению фельдмаршала Миниха его адъютантом Манштейном, говорится, что полы были всюду мраморные, стены выложены разноцветными фарфоровыми плитками, а посреди зала бил фонтан.

Зал Совета и Суда (Диван) был официальным местом, где обсуждались и решались государственные дела. Диван - совет старейшин, без согласия которых хан не мог решать никаких важных дел. У южной стены, в центре, находилось ханское седалище - "трон", покрытый тонким оранжевым сукном с вышитым на внутренней стороне спинки золотым полумесяцем; по бокам "трона" стояли два табурета, крытых таким же сукном. Вдоль стен располагались диваны, на которых сидели члены совета - приближенные хана. Над входной дверью - забранная решеткой узкая галерея, "ханский тайник", откуда хан мог незаметно наблюдать за всем, что происходило в зале.

Ханские палаты сильно пострадали от пожара в первой половине XVIII века. Восстановление началось при хане Селямет-Гирее (1737—1743), дальнейшее строительство связано с именем Крым-Гирея (1758—1769). Тогда и был создан лишенный внутреннего единства и целостности, но в то же время весьма декоративный и пышный ансамбль.

Дворец возобновлялся постепенно. При Крым-Гирее построены золотой кабинет, летняя беседка, кофейная комната, комната ханского наследника, комната цирюльника и закончено восстановление дворца в целом. В большинстве этих работ принимал участие мастер Омер.

Переход из мрачного Зала Совета и Суда в Бассейный садик приятно поражает своей неожиданностью - попадаешь в царство Солнца, цветов, пышной зелени виноградных лоз. Журчит вода, наполняя бассейн; она сбегает по мраморному желобу, украшенному изображениями резвящихся рыбок, мелкая резьба создает впечатление каскада. В южной стене, обвитой вьющимися розами,— мраморная копия Фонтана слез.

Полюбовавшись этим райским уголком, пройдем в Летнюю беседку. Стены ее прозрачны от множества окон, за которыми клумбы цветов, деревья. Примечательны тонкая филигранная роспись потолка и стен (работа Омера), мастерская резьба по дереву, появившаяся позднее (в 20-е годы XIX в.), а посреди всего этого великолепия — фонтан и малый бассейн.

Покидаем это прекрасное и жизнерадостное сооружение и спускаемся в полутемную Малую мечеть. Архитектура ее близка к византийской. Помещение вытянуто с востока на запад, в его южной стене устроена ниша - михраб. К XVI в. относится вход, оформленный аркой из местного камня. На древней штукатурке при реставрации были обнаружены граффити - процарапанные изображения всадников, лошадей, лодок с парусами.

С первым строительным периодом дворца связан и Фонтанный дворик. Здесь два фонтана. Первым привлекает внимание Золотой фонтан (Маг-зуб), сооруженный в 1733 г., в правление хана Каплан-Гирея. На мраморной облицовке - рельефные надписи (дата достройки и изречение из Корана) и растительный орнамент.

Однако прославил Бахчисарай не Золотой фонтан, а более скромный, незаметный Фонтан слез (Сельсе-биль) в противоположном углу дворика. Этот уникальный памятник архитектуры, созданный все тем же Омером в память рано умершей любимой жены Крым-Гирея - Диляре, стал поэтическим образом, символом живой человеческой скорби, воплощенной в холодном камне.

Надпись на фонтане восхваляет строителя, который "тонкостью ума нашел воду и устроил прекрасный фонтан". Мы не знаем истинной истории создания этого замечательного произведения. Известна лишь дата постройки — 1764 год. Много было фонтанов во дворце, день и ночь струились и журчали они в тиши садов, наполняя бассейны, охлаждая воздух; много было фонтанов и в городе (средневековый водопровод питали 150 колодцев), но Фонтан слез был и остается единственным в своем роде.

Интересны и окрестности вокруг города. Между Бахчисараем и Севастополем через поселок Сирень (Сюрень) можно выбраться в Бельбекскую долину и осмотреть средневековые пещерные города Мангуп и Эски-Кермен; выше села Соколиное находится знаменитый Большой каньон Крыма — Качи-Кальон.

На реке Качи стоит “пещерный город” и средневековый монастырь Качи-Кальон. У села Предущельного возвышается огромный скальный массив Качи-Кальон с двумя природными гротами. В большом гроте с родником в IX в. и возник монастырь, разрушенный, как полагают, монголо-татарами.